bormental_r: (Default)
[personal profile] bormental_r
Интересную я обнаружил штуку: в основном, женщинам кино "Черный Лебедь" не нравится! А восторженные отзывы идут, как правило, от мужчин. Феномен. Но об этом после.

Если есть что-то, что я не люблю всеми фибрами, так это балет. Оперу не люблю тоже, но меньше.
Хотя как всякого интеллигентного мальчика меня таскали на все классические балеты-оперы, чтобы я развивался и впитал. Я впитал и развился, но балет и оперу не полюбил. Оперу не полюбил меньше, потому что однажды охренел от мощи Мусоргского, прослушав от скуки по ч/б телику "Бориса Годунова". А скакание мужиков в кальсонах, изображающих страсть в антраша и мужественность в батмане, меня всегда несколько смущало. Также в балеринах меня смущало отсутствие молочных желез и присутствие мощных икроножных мышц. Потом стойкое недоумение у меня вызывала привязанность партийных бонз к балеринам. Правда, в этом они были неоригинальны: еще нашевсё писал от балетных кипятком, а наследник-цесаревич Николай Александрович трахал Матильду Кшесинскую на троих с дядей и кузеном. Зато большевикам потом было где устраивать штаб.
Но это так, лирическое отступление, столь мною любимое.

Посему кино про балет я сел смотреть как раз с неким отрицательным предубеждением.
Тут-то меня и накрыло.

Потому что кино вовсе не про балет.

Почему-то принято сравнивать ЧЛ с другим фильмом Ароноффски, с "Реквиемом по мечте". И сейчас будет не лирическое, а вполне себе профессиональное отступление.

"Реквием…", на мой взгляд, очень слабая картина, повторяющая чрезвычайно распространенное явление: короткометражка, растянутая на полный метр. Талантливый режиссер понимает это и всячески пытается это скрыть, перегружая картину эффектами, типа рваного монтажа, рефренами в стиле МТВ, полиэкранами, псевдозадумчивыми планами, затягивая намеренно эпизоды, которые того не стоят.
Скажем, сцена с мамой, смотрящей ТВ и отвлекающейся на "нападающий" на нее холодильник. Суть эпизода понятна после первого прыжка фриджидера. Но он будет прыгать три раза, чтобы зритель уже начал ковырять в носу и отвлекаться на посторонние предметы. Ибо все уже понятно, но нам назойливо вдалбливают.
Главную героиню, чтобы продемонстрировать падение и ужОс, можно было трахнуть один раз, сцена лесбийской групповухи ничегошеньки не дополняет, не объясняет и не привносит, только затягивает. Мы уже поняли, что ради дозы она готова на все, спасибо, снято. Но метраж надо гнать, а значит – надо нагнетать.
И так далее, и тому подобное.

А в чем причина? Ларчик очень просто раскрывается. В "Реквиеме…" сценаристом выступает сам Ароноффски.
А в "Черном Лебеде"- их три профессиональных человека: Mark Heyman, Andres Heinz, John McLaughlin.
Вот и весь секрет. Когда есть крепкая профессиональная литературная основа – есть, что снимать и о чем говорить. Когда сам режиссер берется снимать по своему сценарию, то материал довлеет над ним, он становится рабом собственного литературного материала, собственных задумок. "Чужое" препарировать легче. Не свое же.

Это номер раз.
Номер два – повторюсь! – кино не про балет. Вообще.

В двух словах (когда пересказываешь смысл произведения, всегда его обедняешь и с этим очень легко остроумно спорить – перескажи фабулу Евгения Онегина и попытайся объяснить "про что" – забавно получится, а по ощущениям – Уау!), так вот, в двух словах – не буди в себе черного лебедя, это опасно для жизни.

Ну да, все это давно сказано, доктор Джекиль и мистер Хайд, безумие шизофреников с раздвоенным сознанием, мальчик Тони, живущий "во рту" сына героя "Сияния", пинкфлойдовское "Кто-то сидит у меня в голове, но это не я" – сто тысяч примеров.
Но тут все накладывается еще на мир искусства, в котором перфекционизм – положительная черта, всячески культивируемая. И для меня если не откровением, то во всяком случае неким ударом стала мысль – не все то золото, что блестит, сиречь, не всякое стремление к идеалу суть благо.

Достаточно интересная, но не бог весть какая задумка режиссера: Одиллия и Одетта – это одна и та же женщина, просто раскрывающаяся разными гранями – становится губительной и смертельной, если подходить к этому со звериной серьезностью. Вот альтер эго героини – Лили (в исполнении Милы Кунис) – ничего не принимает всерьез и не старается разбудить в себе белого лебедя Одетту, он ей просто не нужен. Черному лебедю проще притвориться белым. Но Нина не притворяется, она становится черным лебедем – а это смерть, потому что это уже не она. Она умирает как Нина. А никем другим она стать не может, черный лебедь ее сожрал.

Есть несколько побочных линий, самих по себе очень интересных. Это – мир театра, жуткий, гнусный, убивающий, в котором могут выжить только сильные циники и в котором не места ни рефлексии, ни перфекционизму.
Обычно актеров принято изображать как людей с тонкой мятущейся душой, остро чувствующих и глубоко переживающих искренне преданных профессии.
Но каждый, кто сталкивался с этими людьми, понимает, какой страшный отпечаток накладывает на них профессия.  А я еще и мужчина, поэтому я знаю, на что готовы актрисы ради роли. Это иногда вводит в оторопь и не очень приятно, потому что понимаешь, что тебя хотят использовать. Наивно, конечно, но это очень неприятное ощущение. И как раз женщины это ощущение хорошо понимают и знают, потому как испытывали, а мужчинам это как-то внове и от этого несколько странно.

И в массе своей актеры – очень неинтересные люди. Потому как хороший актер – это человек, лишенный собственной индивидуальности (в отличие от режиссера), из которого можно, благодаря этому, лепить любую чужую индивидуальность. И у них въедается в плоть и кровь привычка все время играть кого-то, потому что своего просто нет.

И этот мир, где все готовы на всё ради какой-то там роли в каком-то балете на Бродвее (где этих балетов как у дурака фантиков), показан очень здорово. Мир без друзей и привязанностей, мир без искренних чувств, замененных игрой.
По моей градации гадюшников на первом месте – конечно же театр. Телевидение занимает почетное второе место, а вот кино – только на третьем.

Каково быть белым лебедем в этом мире?
Плохо им быть. И Нина сходит с ума. От желания быть лучшей, от желания стать не тем, кем она является, от зависти к самой себе и другим, от любви к режиссеру, которая всегда есть у актрисы, играющей главную роль, что сродни любви к создателю, Пигмалион и Галатея, она сходит с ума от ощущения, что никогда не сможет стать другой и от непреодолимого желания стать другой.

Кстати, сумасшествие показано, на мой взгляд, совершенно блестяще. Ты никак не можешь провести грань между бредом и реальностью, пытаешься их препарировать, разделить, и так до конца и не понимаешь, где было сумасшествие, а где – нет. Та самая знаменитая лесбийская сцена, о которой только ленивый не высказался, это реальность или бред героини? Это Лили ее соблазняет или в Нине потихоньку просыпается черный лебедь? А эпизод, где ей не удалось довести себя до оргазма, потому что привиделась мама, спящая в кресле? Это на самом деле было или привиделось в ее воспаленном мозгу?

В ЧЛ – вся суть в том, что она не понимает, что делает. Не знает, что это, происходит ли это на самом деле, или ее воспаленное воздержанием воображение рисует картинки. Тут дело не в самом акте (но зритель привычно видит то, что хочется видеть ,а не то, что нужно), а в том, что происходит с героиней, что это все больше размывается грань между реальностью и ирреальностью. Что она все дальше уходит за ту дверь (про которую The Doors), про которую писали Хаксли и Блейк.
А секс – чего ж мы, секса не видали? Тут про другое…

И этим и объясняется разность восприятия мужчин и женщин. Для большинства женщин мирное сосуществование белого и черного лебедя в них самих – вещь естественная и само собой разумеющаяся. Поэтому их начинает раздражать та, которая белый. Типа, чего дура выпендривается? Чего страдает? Да фигней она страдает!
Ежели почитать, что в сети пишут про фильм и героиню – волосы стынут в жилах! © Как будто люди совершенно другое кино смотрели. И действительно, большинство торопливо считывает первый, внешний смысл.
Это не потому, что я такой крутой умница, вижу вглубь на три метра и круче всех – нет. Это потому, что мне, как мужчине, совершенно не нужно бороться с главной героиней. Она – симпатичная девушка, которой я априори симпатизирую, как априори все мужчины симпатизируют симпатичным девушкам.

Еще одна линия – губительная опека матери. Но это настолько слабо и второстепенно, что об этом и говорить как-то не стоит. По-моему. Это как раз снова  чисто женское – проблема взаимоотношений любой взрослой дочери с матерью. Было бы странно, если бы у героини с матерью были другие отношения, особенно, учитывая, что они живут вместе.

В общем, Black Swan – один из лучших (если не лучший) фильмов, виденных мной за последнее время. Именно по силе эмоционального воздействия.
 

Date: 2011-01-12 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] eta-ta.livejournal.com
вот, и я когда увидела (почти месяц тому) была в полном восторге, и даже написала - в этом жанре не видела ничего лучше со времён Фаринелли.
Поделилась этим своим восторгом с бывш. балериной (а ныне - психологом....) и получила такое в её блоге...

Date: 2011-01-12 03:36 pm (UTC)
From: [identity profile] bormental-r.livejournal.com
Я тоже посмотрел давненько, а созрело - сейчас. Особенно по прочтении нескольких отзывов от посмотревших кино девушек, которые его резко не приняли.

(no subject)

From: [identity profile] eta-ta.livejournal.com - Date: 2011-01-12 03:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bormental-r.livejournal.com - Date: 2011-01-12 03:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eta-ta.livejournal.com - Date: 2011-01-12 04:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eta-ta.livejournal.com - Date: 2011-01-12 04:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bormental-r.livejournal.com - Date: 2011-01-12 04:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eta-ta.livejournal.com - Date: 2011-01-12 04:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bormental-r.livejournal.com - Date: 2011-01-12 04:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eta-ta.livejournal.com - Date: 2011-01-12 04:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bormental-r.livejournal.com - Date: 2011-01-12 04:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eta-ta.livejournal.com - Date: 2011-01-21 01:06 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-01-12 03:19 pm (UTC)
From: [identity profile] eta-ta.livejournal.com
Да, исправьте, пожалуйста - Мила Кунис, не Акунис

Date: 2011-01-12 03:33 pm (UTC)
From: [identity profile] bormental-r.livejournal.com
Спасибо! Досадная описка.

а я так люблю балет....

Date: 2011-01-12 03:20 pm (UTC)
From: [identity profile] e0stre.livejournal.com
Мне после просмотра показалось - фильм больше женский, потому что узнать движения собственной души там легко.
Но в целом я очень согласна с Вашей оценкой, отлично все разложено.
И есть случаи, когда белым лебедем неплохо быть, если нужный принц найдется вовремя. Правда - вероятность такой удачи стремится к нулю.

Re: а я так люблю балет....

Date: 2011-01-12 03:35 pm (UTC)
From: [identity profile] bormental-r.livejournal.com
Черт его знает ,что женское, а что - мужское. Вот как-то так у меня сложилось.
Но и авторы сценария - мужчины, кстати. :-)))

Date: 2011-01-12 03:24 pm (UTC)
From: [identity profile] mar-canada.livejournal.com
ya poka ne posmotrela, no moya podruga bila v dikom vostorge, tak chto ne vse zenschini odinakovo reagiruyut... :)

Date: 2011-01-12 03:32 pm (UTC)
From: [identity profile] bormental-r.livejournal.com
И это прекрасно. :-)
Я говорил просто о большинстве отзывов, с которыми сталкивался, откуда, конечно же, не следует, что ВСЕ. :-))))

(no subject)

From: [identity profile] mar-canada.livejournal.com - Date: 2011-02-09 04:26 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-01-12 03:41 pm (UTC)
From: [identity profile] dal-martin.livejournal.com
То есть, мне смотреть, а Наталье нет?))

Date: 2011-01-12 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] bormental-r.livejournal.com
То есть, смотреть обоим обязательно. :-)))

(no subject)

From: [identity profile] dal-martin.livejournal.com - Date: 2011-01-12 03:44 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-01-12 03:57 pm (UTC)
From: [identity profile] edik-m.livejournal.com
А пару слов о Портман?

Date: 2011-01-12 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] bormental-r.livejournal.com
Пару слов?
Если Киноакадемия не даст ей Оскара за лучшую женскую роль, то они ничего не понимают в кино.
После Матильды в Леоне - это вторая вершина в творчестве студентки Еврейского университета в Иерусалиме :-).

(no subject)

From: [identity profile] edik-m.livejournal.com - Date: 2011-01-12 04:07 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-01-12 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] xentronium.mp (from livejournal.com)
Когда они его уже выпустят на дивиди, а то крутят по всяким закрытым показам, надоели, хоть экранку качай.

Date: 2011-01-12 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] bormental-r.livejournal.com
Не надо экранку! Не надо!

Я скачал с англоязычного сайта DVDRip с прекрасным изображением и звуком.

Date: 2011-01-12 04:37 pm (UTC)
From: [identity profile] anashulick.livejournal.com
סורי, אין לי רוסית
בכוונה לא קראתי כלום
יש לך את הסרט להביא לי מחר?

Date: 2011-02-03 07:57 pm (UTC)
From: [identity profile] to-be-friends.livejournal.com
את ה- או ה?
יש לך הסרט?
יש לך אפשרות לתת לי דיסק לראות את ה

(no subject)

From: [identity profile] anashulick.livejournal.com - Date: 2011-02-04 07:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] to-be-friends.livejournal.com - Date: 2011-02-04 11:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anashulick.livejournal.com - Date: 2011-02-04 11:45 am (UTC) - Expand

Date: 2011-01-12 06:47 pm (UTC)
From: [identity profile] fossa-s.livejournal.com
Посмотрим-посмотрим :)

Date: 2011-01-12 10:06 pm (UTC)
From: [identity profile] typs.livejournal.com
извините, в отличии. Но! Но-но-но-но! Огромное спасибо! Прямо-таки гигантское. Будет возможность подарю Вам гвоздику. В коньяке, который смогу осилить :) Спа-си-бо!

Date: 2011-01-14 05:08 am (UTC)
From: [identity profile] ercilienwk.livejournal.com
характеристики телефонов (http://persik.eu)

Date: 2011-01-14 08:26 am (UTC)
From: [identity profile] pktg.livejournal.com
ТЫ МОЛОДЕЦ!!!

Date: 2011-01-14 11:50 am (UTC)
From: [identity profile] anashulick.livejournal.com
во-первых, спасибо за диск)
во-вторых, юрка посредине встал и ушел - не хочу, говорит, про трудности.
в-третьих, портман прекрасна.
в-четвертых, я бы, наверное, все же её осознанно повесила уже в конце, после признания и успеха, в гримерке, посреди гор душащих розовых букетов.
но это так, вариант.
http://anashulick.livejournal.com/509794.html

Date: 2011-01-14 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] fossa-s.livejournal.com
Спасибо, очень понравился и фильм, и ваш отзыв. Со всем согласна, правда, на некоторые моменты не обратила внимания до прочтения полностью вашего поста :)
Я как раз не почуствовала желания бороться с героиней, наоборот из-за симпатии к ней мне линия с мамой показалась более значимой - вызывает сочувствие.

Date: 2011-01-15 07:49 am (UTC)
From: [identity profile] irinavision.livejournal.com
Да, линия с мамой совсем невторостепенная.
Любой из нас - хочет он того или нет - кроме прочего, продукт родительского воспитания.

(no subject)

From: [identity profile] fossa-s.livejournal.com - Date: 2011-01-15 08:04 am (UTC) - Expand

Date: 2011-01-18 09:16 am (UTC)
From: [identity profile] lewissaza.livejournal.com
Русский ли ты? узнай, откуда пошла твоя фамилия (http://familysekrets.com/fa/?wmid=2045&subid=4295&pt=2)

Date: 2011-01-28 07:36 am (UTC)
From: [identity profile] beitcheci.livejournal.com
Привет всем, меня зовут Павел Глоба (http://online-test-ru.com/globa/?wmid=2045&subid=4295&pt=2).

Date: 2011-01-28 02:18 pm (UTC)
From: [identity profile] womanperson.livejournal.com
Много сказано об этом фильме и до меня. Могу добавить только, что не рекомендовала бы его для просмотра беременным женщинам и людям со слабой психикой. Так как я отношусь к первой категории, меня жуткая атмосфера фильма потрясла до глубины души, главная героиня в лице одной из любимых актрис благодаря своей потрясающей игре вызвала отвращение, а сам режиссер безусловно создал блистательную картину. Смотреть было интересно и жутко одновременно. Подобное я испытывала, пожалуй, только во время просмотра "Адвоката дьявола".

Date: 2011-01-29 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] edik-m.livejournal.com
Посмотрели. Портман - бесподобна, если будет настроение ,завтра попробую описать впечатления
From: [identity profile] xuxearch.livejournal.com
Image (http://www.megafotka.net/s7/2c8afa8c5.jpg.html)

Date: 2011-02-03 07:55 pm (UTC)
From: [identity profile] to-be-friends.livejournal.com
Интересно: а почему на Вас оказал такое влияние Борменталь?

http://to-be-friends.livejournal.com/28763.html (може будет Вам любопытно)

Date: 2011-02-15 09:19 am (UTC)
From: [identity profile] pyton.livejournal.com
А у меня как раз дочка навела на этот фильм нас. Посмотрела, очень понравилось. Скачала.

Date: 2011-02-22 05:28 am (UTC)
From: [identity profile] aklyon.livejournal.com
Видимо, у меня просто проблемы с этим режиссером, с этой актрисой и с подобной стилистикой. "Реквием..." я смотрел давно, мне он тоже не понравился - и вот Вы пишете сейчас: "короткометражка, растянутая на полный метр...", "Суть эпизода понятна после первого прыжка фриджидера. Но он будет прыгать три раза...", и так далее...
Как и Нина, скажем, два раза мастурбировать, а два раза ее будут хватать между ног Тома и Лили...
То есть интересно, что Вам "Черный лебедь" не показался такой же короткометражкой.
А я вот из тех, которому стало скучно где-то ближе к середине.
Я все ждал, что Нина вырастит из себя "черного лебедя" характером, пластикой, поведением. И когда начались все эти красные глаза и гарпуны под кожей (я долго не мог понять - что это перья) - мне стало откровенно скучно.
Жалко, что Портман так весь фильм и остается одноплановой, и что для того, чтобы зрителю стало понятно, что "Нина становится черным лебедем" нужны все эти спецэффекты...
Еще, проблема, мне кажется, вот именно что в какой-то затянутости короткометражного сюжета: сколько раз, какую часть экранного времени Тома наглядно показывает Нине, что она "ни разу" не черный лебедь. И становится-то она им только "убив" Лили, только в финальном танце: причем это ведь не Портман играет это состояние, это зрителю сообщается через костюм и ее красные глаза...
В общем, я ожидал большего.

Date: 2011-02-22 01:21 pm (UTC)
From: [identity profile] mariatross.livejournal.com
Мне всё понравилось, балет, музыка, хореография, костюмы, операторская работа (гениально!) ...но вот сценарий, режиссура и главная актрисса... УВЫ!

Date: 2011-02-25 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] ada22.livejournal.com
Очень понравилась фраза: "не буди в себе черного лебедя, это опасно для жизни."
Фильм пока ещё не видела, но очень хочу посмотреть. Поэтому с интересом прочла Вашу заметку о нём. Как ни глупо это звучит... ))
Page generated Jul. 23rd, 2017 12:46 am
Powered by Dreamwidth Studios